Опоры ЛЭП: предназначение, разновидности и их функции. Решетчатые и многогранные опоры.

Опора воздушной линии электропередач – это специальная конструкция, предназначенная для удержания проводов воздушных линий электропередач, а также грозозащитных тросов, на заданном расстоянии друг от друга и от поверхности земли.

Каждая опора ЛЭП рассчитана для выполнения конкретной функции, положенной на неё.

По назначению опоры ЛЭП бывают:

  • Промежуточные - предназначены для установки на прямых участках воздушных линий электропередачи, выполняют исключительно функцию поддержания проводов и тросов, и не рассчитаны на нагрузки от натягивания проводов вдоль линии.
  • Анкерные – используются на прямых участках ВЛ для перехода ЛЭП через железные дороги, автодороги, мосты и небольшие реки. Конструкция анкерных опор выдерживает значительную нагрузку от тяжения проводов и тросов.
  • Переходные опоры используют при пересечении ЛЭП крупных преград. Переходные опоры являются самыми тяжелыми из всех опор ЛЭП, они могут достигать высоты до 300м, и именно они несут самые большие нагрузки.
  • Угловые опоры устанавливаются на углах поворота трассы ВЛ. При повороте до 30°, при котором нагрузка будет не столь велика, используют угловые промежуточные опоры. Если угол поворота больше, нужна более жесткая конструкция, и в таком случае используют угловые анкерные опоры с соответствующим креплением проводов.
  • Концевые опоры устанавливаются вначале или в конце воздушной линии, ставятся перед электрическими подстанциями на порталы ОРУ (открытых распределительных устройств).
  • Транспозиционные – служат для изменения порядка расположения проводов на опорах.
  • Ответвительные – для организации ответвлений от ВЛ.
  • Перекрестные опоры устанавливают на пересечении воздушных линий двух направлений.
  • Противоветровые используют для усиления механической прочности.

История развития опор воздушных линий электропередач насчитывает три периода: деревянный, бетонный и металлический.

Когда впервые возникла необходимость передачи электроэнергии на большие расстояния, вполне логично, что для строительства линий электропередач использовали самый доступный на то время материал – дерево. Однако, совсем скоро стали заметны его недостатки – гниение древесины в месте соприкосновения с землей, слабая прочность и незащищенность от пожаров.

На смену им пришли более долговечные бетонные опоры, неподверженные воздействию огня, стойкие к коррозии и воздействию химический веществ, единственным и существенным недостатком которых является огромный вес, который создает трудности во время перевозки и установки опор. Также проблему представляла их утилизация после того, как опоры придут в негодность.

И вот, на смену бетонным приходят металлические опоры, которые не имеют вышеперечисленных недостатков.

Сравним два наиболее популярных вида металлических опор ЛЭП - решетчатые и многогранные.

Металлические решетчатые опоры ЛЭП

Металлические решетчатые опоры ЛЭП – классическое решение для передачи электроэнергии на большие расстояния. Их спокойно можно использовать на территориях, где температура воздуха может достигать до минус 65˚С.

Решетчатая опора представляет собой внушительного размера каркас, выполненный из углового металлопроката, который собирается с помощью болтовых соединений. Благодаря компактности деталей, транспортировка решетчатых опор удобная и имеет сравнительно низкую стоимость. Однако, большое количество сборочных элементов значительно увеличивает время монтажа таких опор, что является их главным недостатком.

Антикоррозийная защита решетчатых опор осуществляется методом горячего цинкования, что позволяет продлить срок их службы на несколько десятков лет.

Металлические многогранные опоры ЛЭП

Многогранные опоры ЛЭП – новое слово в организации воздушных линий, они пользуются большим спросом благодаря эстетичному внешнему виду и усиленными прочностными характеристиками.

Существенным преимуществом многогранных опор ЛЭП является то, что для установки им потребуется малая площадь, в отличии от решетчатых опор. Они просто незаменимы в стесненных для установки условиях.

Монтаж многогранных опор не займет много времени и трудозатрат, благодаря небольшому количеству сборочных единиц. А стоимость транспортировки таких опор низкая, так как осуществляется путем размещения секций опоры друг в друге, из-за её телескопической конструкции.

Воздушные линии, построенные на многогранных опорах, намного реже выходят из строя чем на железобетонных и решетчатых опорах. Металлические многогранные опоры особенно хороши для эксплуатации в агрессивной среде во всех климатических районах.

Оцинкованные многогранные опоры способны прослужить на благо человечества около 70 лет.